Являются ли наши недуги следствием неправильного образа жизни?

Ученые интенсивно исследуют генетические, психологические, социальные, экологические и прочие факторы, неблагоприятно влияющие на здоровье человека, семьи и общества в целом. Но духовные факторы и духовный смысл болезни при этом обычно остаются в тени.

О вреде порока

Изучая причины болезней и врачебные рекомендации по их профилактике, можно вычленить пусковые механизмы, которые предрасполагают или непосредственно «запускают» патологические процессы. Многие болезни имеют среди своих причин неправильный (по богословской терминологии – греховный) образ жизни. Это – один из факторов риска появления или обострения какого-либо заболевания.

Подчеркнем, что линейный детерминизм, прямая корреляция между нравственно отрицательным поведением и болезнью не всегда оправданы. Более того, они таят серьезную опасность: соблазн по симптоматике вычислять грехи, осуждать человека за его недуг, воспринимать его с отвращением, как злодея, который получает должное возмездие. И все это вместо того, чтобы помочь в беде. К тому же многообразие связей между греховными страстями, а также между соматическими и психическими заболеваниями не позволяет четко классифицировать, что за чем идет, отделить первичное от вторичного. Нельзя забывать и о том, что большинство болезней полиэтиологичны – имеют много совершенно разных причин. Кроме того, различные порочные склонности подчас вызывают одинаковые заболевания.

Например, к язвенной болезни приводят сильные отрицательные эмоции (гнев, испуг) и мелкие повседневные раздражения (нервозная обстановка на работе, в семье, постоянная ипохондрия, вспыльчивость, длительная тревога, ожидание неприятностей и т. д.). Развитию язвенной болезни, как известно, способствуют также курение и злоупотребление алкоголем. Иными словами, гнев, печаль, чревоугодие – духовные истоки этого заболевания. К ним прибавим другие (внеэтические) факторы, ведущие к образованию язвенного дефекта: наследственные, нейроэндокринные (половое созревание, климакс и др.), сезонные изменения погодных условий, прием некоторых медикаментов и т. д. А клиническая картина язвенной болезни остается сходной во всех случаях.

Без сомнения, есть очевидные «цепочки». Вследствие пьянства возникают алкогольные интоксикации, гепатиты и циррозы печени. Онкологические процессы органов дыхания наблюдаются у заядлых курильщиков, самоотравления – у токсикоманов и наркоманов, а пищевое (алиментарное) ожирение – у гурманов.

О пагубности вредных привычек, в частности чревоугодия, известно давно. «Немногим довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не страдает одышкой на своем ложе. Здоровый сон бывает при умеренности желудка: встал рано, и душа его с ним; страдание бессонницею, и холера, и резь в животе, – предостерегает Библия, – бывают у человека ненасытного» (Сир. 31,21-23).

Без вины виноватые

Люди, преступающие нравственные нормы и предписания, рискуют повредить не только себе, но и своим потомкам. В этом плане дети становятся без вины виноватыми. Взять хотя бы воздействие наркотиков на эмбриональное развитие.

Очень негативно отражаются на эмбрионе опиаты (метадон и, особенно, героин). В 20-35% случаев наступают преждевременные роды, в 12-45% происходит внутриутробная задержка развития. Риск внезапной детской смерти доходит до 2-4%. У 95% новорожденных отмечается абстинентный синдром, причем у 12-25% он протекает в тяжелой форме (сильные боли, понос, судороги и пр.).

Младенцы наркоманок обычно недоношены, физически слабы, имеют пороки развития, маленький вес и рост. У них понижен иммунитет и потому велик риск инфекционных заболеваний. Психика изначально расшатана, неустойчива к стрессам, реакции неуравновешенны, развитие речи замедлено, память и концентрация внимания ослаблены. В будущем это может подтолкнуть к поиску и употреблению наркотиков.

Как видим, влияние одурманивающих психоактивных средств на организм, психику, поведение и личность человека масштабно и последствия их весьма горьки. Это еще раз доказывает, что болезнь может быть расплатой за нарушение нравственных норм и пренебрежение общечеловеческими ценностями.

Честолюбие – путь к беде?

Но среди духовных причин болезней имеются и менее очевидные, к примеру тщеславие и гордыня. С точки зрения религии, это – греховные страсти, а с точки зрения медицины, – факторы риска сердечнососудистой патологии (в первую очередь ИБС). Возникновение и течение ИБС – итог комплекса патогенных факторов. Роль одних (атеросклероз, артериальная гипертензия, курение, сахарный диабет и пр.) установлена достаточно убедительно. Роль других (генетических, психосоматических, социальных) тоже проясняется в научных работах.

Ученые провели параллели между «инфарктным» характером человека и возникновением ИБС. Зарубежные авторы утверждают, что сердечно-сосудистые заболевания наиболее распространены среди людей с определенными аспектами невротизма (депрессия, уныние, импульсивность) и отдельными психопатическими проявлениями (враждебность, агрессивность, гнев, цинизм).

Специалисты по болезням сердца выделяют среди больных так называемый тип А. Эти люди очень активны, работоспособны, энергичны, целеустремленны, не умеют проигрывать, постоянно ощущают нехватку времени, обладают высокими амбициями и притязаниями, охотно вступают в конкурентную борьбу и стремятся во всем быть первыми. У них риск возникновения стенокардии и инфаркта существенно выше, чем у лиц противоположного психологического склада (тип В), спокойно относящихся к. собственным достижениям, не склонных к конкуренции, умеющих отдыхать.

Инфаркты у таких высокоактивных личностей наступают после внезапной и сокрушительной катастрофы, часто связанной с ущербом для престижа («разнос» у начальства, отставка, провал ответственного выступления и т.д.). Другой пусковой фактор – достижение желанной цели, объекта давней мечты, за пределы чего интересы и фантазия человека не распространяются (псевдодуховное пресыщение, личностный кризис).

ИБС (стенокардия и особенно инфаркт) оказалась не характерной для японцев. Не секрет, что коренные жители Страны восходящего солнца предпочитают морепродукты (не мясную пищу, а сырую рыбу). Поэтому японцы реже болеют атеросклерозом. Но дело не только в этом. В США провели тщательное и длительное исследование американцев японского происхождения. Было установлено, что если японец почти по всем параметрам относится к типу А (энергичен, дорожит своим временем, много и напряженно трудится), но не склонен к конкурентной борьбе и не сравнивает себя с другими (тем более не противопоставляет себя им), инфаркт ему не угрожает. Если же он полностью воспринял американский стиль жизни и высококонкурентен, то при всех прочих равных имеет такие же шансы на инфаркт, как и американцы типа А.

Это значит, что к инфаркту приводит не высокая поисковая активность сама по себе, а некоторые дополнительные факторы. Если для человека главное – постоянно контролировать ситуацию и всегда ощущать себя выше других, он легко может попасть в непереносимые и в то же время неподвластные ему условия явного преимущества конкурента. По мнению ученых, «возникает парадокс – безудержное стремление контролировать ситуацию приводит в действительности к зависимости от ситуации, повлиять на которую нет никакой возможности».Следовательно, происхождение психосоматической болезни в данном примере можно эскизно представить как процесс соматизации греха: грех – характер – болезнь (в случае ИБС – приступы загрудинных болей, атеросклеротические отложения в сосудах сердца и т.д.).

Иными словами, люди, по-христиански благожелательно относящиеся к своим близким, при прочих равных меньше подвергаются риску сердечно-сосудистых нарушений. ИБС (включая стенокардию и инфаркт миокарда) – типичный результат стрессов, неумения адекватно, «без сцен», без вспышек гнева и злости, ущемленного самолюбия и честолюбивых амбиций реагировать на окружающих и самого себя. Нравственно отрицательные эмоции, черты характера провоцируют развитие названных болезней. Вот чем оборачиваются властолюбие, славолюбие и честолюбие!

Современные шведские и американские исследователи независимо друг от друга пришли к следующему выводу: гневливые и властолюбивые люди склонны к гипертонической болезни, если в силу объективных причин они не выражают в полной мере свои страсти. Гипертония часто возникает у тех людей, которые не могут реализовать своей глубокой, настоятельной потребности управлять ситуацией и поведением окружающих. В результате они вынуждены отказаться от попыток такого контроля и от стремления навязать другим людям свою волю. Необходимость смириться с этим они воспринимают, иногда неосознанно, как поражение. Отсюда и гипертонические кризы.

Больные гипертонией зачастую не уверены в себе, амбициозны, постоянно конфликтуют с вышестоящими лицами. Нередко они имеют сформированный в детстве и периодически обостряющийся внутренний конфликт между стремлением обрести защиту и независимостью, между агрессивностью и чувством вины. Не находящие разумного выхода агрессивные черты личности (сдерживаемый гнев, подавленная враждебность, злопамятность, затаенная и не прощенная обида и др.) буквально съедают человека изнутри и также способствуют резким скачкам артериального давления.

Прислушайтесь к своему сердцу

И наконец, есть такие связи пороков и болезней, в которых разобраться под силу только духовно опытным и прозорливым людям. Наука не занимается данной областью человеческого бытия. Поэтому здесь логично опираться на религиозные источники, без ссылок на труды ученых. Мы вправе рассуждать о конкретных фактах, особенно из Священного Писания и Предания. Подлинность примеров, почерпнутых оттуда, освящена авторитетом богословской традиции.

«Одна и та же болезнь, – разъясняет епископ Варнава (Беляев), – может случиться у одного человека за непочтение к родителям, у другого – за воровство; и даже у одного и того же один раз – за один грех, в другой – за иной». Так, Мариам, сестра пророка Моисея, была поражена проказой за ропот и зависть (см.: Числ. 12, 1-15), а Гиезий, слуга пророка Елисея, – за ложь и сребролюбие (см.: 4 Цар. 5, 20-27). Об этом единодушно свидетельствуют священные тексты трех мировых религий – христианства, иудаизма и мусульманства.

Видный зарубежный психолог Эрих Фромм пишет: «Понимание «религиозной» природы общественно признаваемых мирских стремлений – ключ к пониманию неврозов и иррациональных побуждений… Понимание человеческих мотиваций должно вытекать из понимания общей характеристики смысла человеческого существования, то есть проблемы человеческого существования в целом».

Слабохарактерность, раздражительность, мнительность, злопамятность, обидчивость, самодовольство и прочие страсти – мощные союзники недугов. Поэтому во многих случаях причины наших страданий вырастают на почве нашего сердца.

Отрицать наличие духовных факторов и процессов, ведущих к болезням, абсурдно. Сведения о них обогащают врачебные представления, повышают эффективность лечебных мероприятий и помогают лечить не болезнь, а больного человека. Благодаря этим знаниям легче понять, для чего нужны духовные методы врачевания и почему одна и та же болезнь зачастую протекает по-разному. Не секрет, что бывают одинаковые формы стенокардии, но одинаковых больных стенокардией не бывает. Видимо, эта логика справедлива в отношении любых заболеваний.

Болезнь – это сигнал бедствия, который посылает душа через тело. Прислушаемся к тому, что он говорит, но, конечно, не будем мнительны и чрезмерно озабочены собой. И тогда гипертонический криз «скажет», например, так: «Остынь! Ты слишком раздражителен», а приступ стенокардии властно «заявит»: «Притормози! Ты много хочешь». Такой внутренний диалог поможет правильно осмыслить, быстрее устранить и не допустить болезнь впредь. Он окажет хорошую услугу – станет шагом к выздоровлению. Если же мы поспешим отделаться от сигналов организма, «заглушим» их лекарствами, то неизбежно скатимся к примитивной, механистической медицине типа «От головы – анальгин, от живота – но-шпа». Но разве от этого кто-нибудь выиграет?

Константин Зорин, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Московского государственного медико-стоматологического университета

23.06.2006

http://www.religare.ru/

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Похожие записи

Полезная литература

Ирвин Ялом «Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы»

Описание книги: Автор книги – известный американский психотерапевт, один из наиболее ярких представителей экзистенциально-гуманистического направления, автор фундаментальных и обстоятельных трудов по групповой и экзистенциальной психотерапии. Но в этой книге Ирвин Ялом выступает в качестве опытного Подробнее…

Полезная литература

Книга Никиты Жукова «Модицина. Доктор, что со мной будет?»

  Издательство АСТ выпустило книгу Никиты Жукова «Модицина. Доктор, что со мной будет?». Это — бумажное переложение лучших статей проекта «Энциклопатия«, в которых автор доступным языком объясняет все (ну или почти все) с чем можно Подробнее…

Полезная литература

Роберт Мартин «Как мы делаем это. Эволюция и будущее репродуктивного поведения человека»

В наше время, когда медицина и биотехнологии все больше вторгаются в сферы зачатия, родов и заботы о детях, как никогда важно разобраться в том, как эти процессы возникли и развивались у нашего вида в ходе эволюции. С этой задачей блестяще справился один из лучших в мире специалистов по эволюционной биологии Роберт Подробнее…

Жду вас у себя на страницах социальных сетей!